Понятие тендерные закупки уже давно прижилось в практике закупок. Это так называемый конкурс, который проводит заказчик (или покупатель) среди поставщиков, чтобы отобрать наиболее приемлемое предложение.
В чем заключаются преимущества тендера при организации закупок?
Если говорить, например, о тендерах, проводимых коммерческими компаниями, то они необходимы, потому что участие в них:
дает значительную экономию – около 10-15% от ожидаемой стоимости;
повышает узнаваемость компании на рынке;
дает шанс получить заказчиков из других регионов;
обеспечивает вам выигрышное положение, даже если вы проиграли конкурс.
Вы выигрываете по нескольким позициям одновременно:
во-первых, экономите массу своего времени и сил (не нужно бесконечно обзванивать поставщиков услуг – они сами наперебой будут присылать выгодные вам предложения);
во-вторых, получаете наиболее выигрышное предложение и по цене, и по качеству;
в-третьих, у вас формируется полное представление о нужном вам виде услуг (а это означает, что вы не переплатите).
В последние годы в закупочной практике повысился интерес к тендерным закупкам. Но все-таки в некоторых случаях организаторам торгов не достает опыта и знаний для достижения адекватной экономии средств и ресурсов, участники же жалуются на то, что кроме «честных» тендеров, существуют «купленные» или «псевдотендеры».
Технология проведения конкурентных закупок кажется несложной только на первый взгляд. На самом деле здесь есть свои «подводные камни», которых нужно избегать.
Ловушкой для заказчиков, к примеру, может послужить юридически неграмотный тендерный запрос. Речь идет не о дырах в законодательстве, а о правильной формулировке требований, чтобы избежать их двоякого толкования. Бывают случаи, когда некорректно сформулированными условиями подрядчики манипулируют, сводя к минимуму свои коммерческие риски и цену, что позволяет им диктовать свои условия заказчикам. В итоге, для организатора пропадает эффект от снижения цены, который являлся целью этого тендера.
Невзирая на недавнее распространение термина «тендер», в закупочной практике уже сложилось устойчивое разделение его на «честный» и «купленный». Для того чтобы не попасть в ангажированный конкурс подрядчиков, есть несколько несложных правил, позволяющих отличить честные торги от «купленных» или «псевдотендеров», известных любому профессионалу, работающему в области сопровождения тендеров.