Создание нового закона на муниципальном уровня, пожалуй, более простой процесс, по сравнению с созданием масштабных государственных законопроектов. Это связано с тем, что органы власти местного самоуправления не имеют полномочий органов государственной власти, по закону. Они просто наделены полномочиями по принятию определенных решений местных вопросов. Причем эти решения не должны вступать в противоречия с законами, принятыми на уровне Федерации, а также с положениями Конституции и подзаконными актами. Говоря более простым языком, муниципалитет может принять решения по довольно скромному кругу вопросов. Его права строго ограничены. В России муниципальных образований много, поэтому нередко одни такие муниципалитеты «списывают» законы у других – своих соседей. Это объясняет тот факт, что ни один мэр города не способен осчастливить своих жителей прекрасными и самыми лояльными законами. Условно говоря, ему сверху предписано, что кругом нужно строить капканы, а сам мэр может только определить, каким они будут цветом, и на какой улице будут размещаться.
Федеральные законы
Более интересным является вопрос создания новых федеральных законов, определяющих и суть, и то, какие именно вольности на местах можно допустить.
Здесь важно понять такую вещь – начать писать закон могут далеко не все – те, кто занимается данным делом, обязаны располагать законодательной инициативой. Ее имеет, к примеру, Самарская губернская дума, которая может на общем заседании послать весточку в Госдуму, что пора создать закон. К тому же таким правом располагает и активно пользуется исполнительная государственная власть – само Правительство и Президент в частности. Помимо этого, писать законы могут и федеральные законодатели – депутаты. Другими словами, депутат муниципальный также не сможет взяться за написание федерального закона.
Что нужно для создания законопроекта?
Для написания законов у нас имеется два органа – Государственная дума и Совет Федерации. Это практически как палата лордов и палата представителей в Англии.
Дума состоит из депутатов, которые делятся в свою очередь на политические партии или блоки. А в Совете заседают региональные посланцы – в основном олигархи, которым данный пост необходим лишь для статуса. Законотворческий процесс берет свое начало в нижней парламентской палате – Думе. А поскольку она имеет отраслевое деление на комитеты (культуры, спорта, энергетики, транспорта и др.), то, по сути, этот процесс начинается внутри комитета.